Поиск по сайту:

13 августа 2025 г

18:10

Версия для слабовидящих

Официальный сайт газеты Издается с 1932 года

Есть такая профессия – сшивать металл

Категория: Общество


75! Время варить… заборы и беседки!

Недавно справляюсь о здоровье немолодой уже мамы своей приятельницы, а та в ответ: «Мама варит!»

- Варенье на зиму? – уточняю.

- Беседку. Мама варит металлическую беседку!

Вере Максимовне Трухачевой из станицы Бородинской – 75. Мудрая, скромная, обаятельная… И этот ряд можно продолжать бесконечно. Потому что с большим уважением отношусь к людям, после встречи с которыми не покидает ощущение, что такими бы хотелось видеть всех пенсионеров. Когда смотришь в их горящие глаза, и понимаешь, разве это возраст - 75? Ведь жизнь только начинается…

В таежный край за земельным наделом

Родилась Вера в Чувашии, была старшим ребенком в многодетной семье Максима Ермолаевича  и Клавдии Гавриловны.

Послевоенные годы - время подсчета потерь от войны, восстановления хозяйства и постановки новых грандиозных целей. Граждане СССР верили в светлое коммунистическое будущее и торжество социальной справедливости. А власти, чтобы как можно быстрее поднять разрушенную страну с колен, вводили все новые и новые налоги.

В сельских глубинках было особенно тяжело. Налоговая нагрузка на крестьян в сталинский период была непомерно высока, учитывая их нищенские доходы в колхозах, которые обычно рассчитывались горстью зерна за трудодень. Именно поэтому крестьяне всеми силами стремились уйти от уплаты налогов путем вырубки фруктовых деревьев и посадкой менее «дорогих» культур. Вместо коров старались держать коз, налог на них был намного ниже. Частенько их в те времена так и называли: «сталинская корова».

- Даже свиней в подполе держали, подальше от посторонних глаз,  - вспоминает Вера Максимовна. - Нелегко нам приходилось.

В то время происходило не только восстановление разрушенного войной хозяйства, но и осваивались новые земли, велось строительство в удаленных регионах страны. Шло активное освоение Сибири. 

И многие чувашские семьи откликнулись на призыв партии и правительства отправиться в Сибирь. 

- Переселенцам давали подъемные. Когда они приезжали в колхоз, им выделяли землю, лес для строительства дома и усадебных построек, иногда корову и немного денег, - вспоминает Вера Максимовна. – Наверное, это и стало первопричиной того, чтобы родители, собрав нас, пятерых детей, перебрались под Тюмень. Чтобы выжить.

Из продавца – в сварщики

После окончания 7-летки, совсем еще юная Вера отправилась учиться на продавца в город Тобольск. А параллельно получать среднее образование в вечерней школе. Закончив курсы, даже какое-то время постояла за прилавком, отчетливо понимая, что на мизерную зарплату не прожить. Помощи ждать неоткуда и во взрослой уже жизни придется надеяться только на себя. Не обремененная семьей, молодая Верочка отправилась еще более северней, в Междуреченск, где в учебном комбинате закончила курсы сварщиков. Несколько лет проработала на обогатительной фабрике «Распадская» - крупнейшей в России по переработке коксующихся углей всех основных марок.

Удивительный северный край - Якутия

Тракторно-бульдозерный парк «Якутуглестроя» города Нерюнгри стал основным местом трудовой деятельности Веры на долгие годы. Нерюнгринское угольное месторождение. Здесь профессиональные навыки Веры были востребованы, как никакие другие.

В 80-х годах на площадку парка зашли японцы со своей техникой: экскаваторами-погрузчиками. Хорошая у них была оснащенность, а вот адаптированность к российским условиям - не очень: зубья на ковшах были не приспособлены к грунту на угольных разрезах. Для внесения коррективы в технику понадобились сварщики.

- Японцы – строгие экзаменаторы, - говорит Вера Максимовна. – Ни один из нашей бригады не справился с поставленной задачей: сварить потолочный шов. Когда дело дошло до моей кандидатуры, у меня ноги от волнения и страха подкашивались...

Осмотрев работу Веры, иностранцы изумились: шов безупречный, ровный, а главное – холодный, что считается в Японии высшим пилотажем.

- Инженеры спрашивают: в каком институте вы учились Вера-сан? – переводчик не успевала переводить многочисленные вопросы представителей делегации.

- Курсы четырехмесячные я заканчивала, - скромничала Вера.

Так на долгие годы она была переведена на участок с японской техникой.

В каждую щель могла поместиться

Были в трудовой биографии Веры Максимовны и сварка буровых станков, газосварка и ремонт автобусов… А еще курсы повышения квалификации, новые разряды и годами висящая на Доске почета ее фотография - молодой белокурой красавицы.

Работала наравне с мужчинами. А если уйдет на больничный с маленькими детьми – беда в бригаде: без Веры, как без рук!

- Об том можно не писать, - скромно опускает глаза моя собеседница. – Но я ж маленькая, в любую щель могла пролезть, чтобы шов заварить. Бывало, возьмут меня за ноги коллеги, опустят в колодец, а я варю…

О пенсии забыли

О пенсии вспомнила, когда уже по закону должна была получать ее 2 года.

- В отделе кадров развели руками, извинились, что «запамятовали», а я как-то и не думала об этом, - вспоминает Вера Максимовна. – Работала, да и работала.

Однажды варила огромную емкость для сточных вод. В помощники дали монтажника. За время работы так сдружились, что тот пригласил Веру в станицу Бородинскую, откуда сам был родом. 

- Помню октябрь 1978 года, отпуск как раз у нас совпал. На юге, считай, и не были никогда. Вылетели из Якутии в песцовых шапках и воротниках, а тут лето еще почти.

Понравилась Кубань.  Налитые солнцем виноградные гроздья, воздух, море, гостеприимные люди. 

- Долгие годы еще ездили в отпуск к своим новым знакомым, а потом решили остаться здесь навсегда.

«Старость меня дома не застанет» 

Переехав в станицу Бородинскую, Вера Максимовна домашними делами и посадкой морковки не ограничилась. Снова пошла работать. 

- Трудилась в фермерских хозяйствах Михаила Язловецкого, Анатолия Чигрина, в ПМК у Спички Валерия Владимировича. Варили емкости, различные металлоконструкции.

Только в этом году Вера Максимовна решила: хватит! 

- Пора «перевести дух» на пенсии, - смеется она. – Надо заняться садом и огородом, пристроить к небольшому домику еще одну комнату, сварить беседку и утеплить будку для котов, которую недавно смастерила своими руками из старого шкафа… Одним словом, надо немножко отдохнуть…

История профессии, которой 220 лет

Сварщики отмечают свой праздник накануне лета, когда строительные работы идут наиболее интенсивно. Эта дата официально не утверждена, однако имеет уже довольно долгую историю – ее празднуют с начала 90-х годов XX века. Сама же профессия сварщика появилась еще раньше. Временем ее возникновения можно считать 1802 год, когда русский ученый Василий Петров открыл эффект электрической дуги, при котором между двумя угольными электродами создается высокая температура, позволяющая плавить металл. Вскоре это открытие нашло практическое применение – так появилась электрическая сварка.

Автор: И.Чумак