Поиск по сайту:

26 апреля 2024 г

08:49

Версия для слабовидящих

Официальный сайт газеты Издается с 1932 года

85 лет Краснодарскому краю: Так держать, ровесник края!

Категория: Общество

Говорят: человек – не дерево, захочет – переедет. Так-то оно так, но и мы имеем свои корни. И иногда зов родной земли заставляет бросить все и вернуться….

Николай Степанович родился на хуторе малый Бейсуг Роговского района, а в 1939 году Мальцевы перебрались в станицу Ахтарскую.

В 1941-м глава семейства, Степан Иосифович, ушел на войну. Был ранен в бою и демобилизован. Станица на тот момент была оккупирована фашистами, и в лютые морозы ему пришлось скрываться в стогах. Домой, где остались жена и двое сынишек, он заглядывал изредка, каждый раз рискуя погибнуть от рук предателей. После освобождения территории трудился на рыбзаводе. Главные качества, которые воспитал отец в своих детях, трудолюбие и порядочность, не раз выручали их в самых сложных жизненных ситуациях.

            Школьная пора

Несмотря на солидный возраст, Николай Степанович прекрасно помнит свои ученические годы. И с удовольствием рассказывает о педагогах, которые  сыграли в его жизни важную роль.

- Тогда репетиторства не было, - рассказывает он, - учителя в нашей школе №6, как и в других, бесплатно с отстающими занимались после уроков. Они чувствовали свою ответственность за то, что ребенок не знает предмет или не заинтересован учебой.

С особой благодарностью говорит пенсионер о Проненко Елене Александровне, преподававшей русский язык и литературу. К тому же она была классным руководителем и запомнилась всем своим подопечным добротой, искренней симпатией и заботой. Относилась к детям с материнской чуткостью.

А учитель математики Михаил Терентьевич Тагай так просто объяснял сложнейшие темы, что его ученики «щелкали» задания, как орешки.

Но дети остаются детьми в любую эпоху – шалости им не чужды. И с уроков в окно сбегали, чтоб поиграть в футбол; и вместо подготовки заданного на дом спешили рыбачить, купаться.

- Мы иногда уедем на нерестовое на велосипедах и там до вечера! – с улыбкой делится 85-летний Мальцев. – Тогда не только рыбы, но и птиц было много. Так мы плошку алюминиевую с собой захватим, яиц из гнезд надерем, разболтаем и жарим на костре.

Ребятня послевоенного времени не предъявляла к жизни претензий. Им достаточно было одного – просто жить, не вздрагивая от выстрелов и взрывов.

     В столице или в станице?

Сразу после школы Николая забрали в армию. Служил он в Москве при генштабе стратегической авиации, где все три года был радистом. 

Красота и масштабность большого города восхищала. Но вот суета, ускоренный темп жизни и нравы молодежи впечатление портили. Поэтому, когда встал вопрос: остаться в столице или вернуться на родину, парень раздумывать не стал.

По возвращению в Ахтари устроился в артель «Строитель», потом – на кирпичный завод. Работали, как вспоминает сейчас, с пяти утра до позднего вечера без какой-либо перспективы роста.

Вскоре, поддержав идею приятеля, Николай решил  поехать в Луганск – там было больше шансов устроиться. Так он стал сверловщиком на заводе им.Ленина. Спустя некоторое время – разметчиком в станкостроительном цехе. Жил в общежитии, а в свободное от работы время знакомился с достопримечательностями города и ходил на танцы. Там и встретил свою вторую половинку.

              Леночка

Из села Иванчиково Курской области судьба привела Леночку в далекий от дома край в поисках лучшей доли. Провинциальная девушка трудилась на ткацкой фабрике нормировщиком, а параллельно училась в техникуме текстильной промышленности. Так же, как ее избранник, проживала в общежитии и любила с девчонками бегать на танцы. И уж точно не стояла в уголке, обожая Буги вуги, «Марина, Марина…» и вальсы. Энергия юности била ключом – сил на все хватало.

В тот вечер подруги шли с танцплощадки. Кавалеры, провожая их, держались позади на почтительном расстоянии. И уже на пороге один из них вдруг окликнул Лену и попросил о свидании.

        Любовь и разлука

- А он мне тоже понравился, - откровенничает Елена Панфиловна, - такой простой деревенский парень, и чуб волной… красивый!

Стали встречаться: прогулки, кино, романтичные посиделки с кулечком карамели.

Идиллию внезапно оборвала фраза Николая: «Знаешь, а я был женат». Лену, как током, пронзило. В голове не укладывалось: как так – ее тихий скромный Коля уже был чьим-то мужем?! Девушка вскочила с лавки, где буквально минуту назад сидела в объятиях любимого и чувствовала себя самой счастливой. Она решительно перечеркнула все, что их связывало.

  Несколько месяцев молодые люди не общались. Но встретившись случайно в магазине, не смогли равнодушно пройти мимо друг друга. Слово за слово - выяснилось, что внезапное признание парня было всего лишь нелепой шуткой.

             Ячейка общества

Лето 1961 года стало для пары самым романтичным временем  жизни, а ближе к осени они подали заявление в ЗАГС. В октябре стали законными мужем и женой. Поздравить их приехали родители Николая и привезли Кубанские гостинцы.

- У нас из мебели кровать была и две табуретки. Они стол кухонный купили в подарок и накрыли его шикарным угощением. Мы-то себе позволить смогли только картошку сварить на примусе, - с улыбкой рассказывает Елена Панфиловна. - Икру черную я тогда впервые попробовала: ложку взяла и ем. Смотрю, как-то странно свекровь на меня поглядывает. Потом уж показали, что на хлеб надо мазать. 

  В новом составе – к новым вершинам

Через год в молодой семье родилась дочка Танечка. Елена защитила диплом и уговорила супруга тоже отучиться на вечернем отделении станкостроительного техникума. Счастье Мальцевых омрачало отсутствие своего жилья, а очередь мистическим образом все отодвигалась. Это стало причиной переезда в Кадьевку (ныне – г.Стаханов). Там строился завод стальных конструкций, не хватало рабочих рук. Приезжим обещали квартиры.

Буквально через пару месяцев на новом месте Мальцевы получили ордер на двухкомнатные хоромы в недавно сданном доме. Лена устроилась разметчицей на фабрику по пошиву детской одежды. Колина карьера шла в гору – грамотные специалисты нужны везде. 

             Зов сердца

Казалось бы, все «устаканилось» - свой угол, привычный круг общения, почет и уважение на работе. Однако с некоторых пор Николая стали преследовать мысли о возвращении на Кубань. Неясная тоска одолевала при воспоминании о родной станице. Да и обстоятельства: смерть отца, несчастные случаи на производстве – подталкивали к принятию решения. Николай, не раз побывав на волоске от гибели, больше не стал испытывать судьбу и противиться зову сердца. Бросив обустроенный быт, семья переехала на родину мужа.

        … а дома – лучше!

После большого промышленного города Приморско-Ахтарск показался компактным и тихим. Здесь родилась вторая дочь Оля. 

Николая Степановича пригласили работать мастером в цех исправительной колонии в п.Ахтарском. Под его руководством осужденные изготавливали запчасти для завода имени Седина. В 1974 году уже с должности начальника цеха Мальцев перевелся в профтехучилище при УО, где 25 лет помогал людям, нарушившим закон, встать на трудовой путь. Будучи заместителем директора, он организовал работу так, что учреждение признали лучшим в крае. Но главной наградой считает благодарственные письма бывших заключенных, ставших за время, проведенное в неволе, высококлассными профессионалами рабочих специальностей. Благодаря полученным навыкам и знаниям новоиспеченные токари и слесари были востребованы, а значит, получили отличный шанс на сытую и честную жизнь.

Елена Панфиловна еще в юности окончила курсы бухгалтеров, что очень пригодилось ей в Приморско-Ахтарске. Несколько лет проработала в УО 68/11, а потом устроилась в Горгаз. Когда младшая дочка уже училась в школе, тяжело заболела свекровь. И целых три года невестке пришлось разрываться между выполнением должностных обязанностей, домашними хлопотами и уходом за мамой мужа. 

    Не беда, что нет коммунизма

Сейчас все эти трудности уже позади. Дети выросли и крепко стоят на ногах, одарили родителей внуками. Мальцевы давно пенсионеры и, глядя на прожитые годы, отмечают, как сильно изменилась реальность и разросся Приморско-Ахтарск. Конечно, мечты о путешествиях и санаторном лечении на старости лет пришлось оставить. Однако они не сетуют и не изнывают от скуки. Елена Панфиловна  рачительная хозяйка и заботливая бабушка. А Николай Степанович удивил нас собственной методикой грязелечения:

- Почему вы не пишете ничего про наши грязи? – искренне недоумевал он. - Туда люди со всей страны приезжают! Только немногие из них знают, что сначала надо землю-матушку об исцелении попросить, а потом уж мазаться. Вот я так и делал. Кстати, эти процедуры меня и вылечили. 

Т. Титова