Поиск по сайту:

04 мая 2024 г

07:58

Версия для слабовидящих

Официальный сайт газеты Издается с 1932 года

Добрый след купечества

Категория: Общество

«Река времени уносит все дела людей…» 

Предприниматели прошлого оставили нам замечательное наследство – памятники архитектуры и истории, расположенные в старой части города. Здесь, в начале ХХ века были построены особняки, которые до сих пор украшают Приморско-Ахтарск и придают ему неповторимость. 

…Море, лиманы, огромное количество рыбы в водоемах, соляные озера издавна привлекали людей всех мастей и сословий. Но самое первое письменное упоминание о наших местах сохранилось в «Рапорте подполковника Посполитаки» от 19 мая 1847 года. В нем сообщалось: «…Самое прибрежье занято Охтарским поселком, имеющим 14 домов, при которых находятся склады войсковой соли в буртах, рыбными заводами, именуемыми Охтарскими, и в окрестностях этого прибрежья на впадине, называемой Шамраевой балкою, находится 5 хуторов».

Ахтарский хутор

Спустя несколько десятилетий хутор имел вид небольшого, но развитого поселения. На первом его плане от 1891 года нанесены всего пять улиц вдоль моря (две из них впоследствии ушли под воду), а также контуры старого рынка и новая проектируемая базарная площадь, которая существует и поныне.

Можно увидеть на плане шесть ветряных мельниц. Уже работал таможенный пост, и была сооружена пристань. В Ахтарях начинался период расцвета экономики. Это было связано с тем, что после отмены крепостного права в 1861 году, на Кубань хлынули потоки крестьян из центральных уголков России.

Целинные земли распахивались и засевались. Ахтари становятся важным пунктом по вывозу кубанского зерна за границу. На пристани стояли английские, французские, греческие суда. Предприимчивый француз Луи Дрейфус в 1889 году построил амбары и открыл здесь контору по вывозу пшеницы, рыбы, черной икры.

Хутор быстро рос. Если в 1891 году в нем насчитывалось 2000 жителей, 300 домов, 43 торговые лавки, то уже в 1898 году - 5944 человека, не считая временных и сезонных батраков и рабочих.

Не дремали и русские купцы (в народе их называли «ссыпщиками»). К тому времени в поселении было 6 больших хлебных и 4 малых рыбных конторы, многочисленные склады, 3 кожевенных завода, 1 мыловаренный, 10 кирпичных заводов и 2 известковых, 43 торговых лавки, около 25 хлебных амбаров, 2 лесные биржи. Поэтому в 1900 году хутор получает статус станицы, который предполагал проживание здесь людей казачьего сословия и до семи тысяч переселенцев.

Богатейший купец Варваров Михаил Васильевич, занимавшийся скупкой зерна, построил в станице масло- и мыловаренный заводы, а в окрестностях станицы работали две его огромные мельницы.

Станица росла и преображалась. Строились кирпичные дома под железными крышами, саманные - под камышовыми или черепичными. На берегу моря, где находился холодильник рыбозавода, купец Фадей Чага построил паровую мельницу. В ноябре 1901 году открылась почтово-телеграфная контора, а в 1904 году купец Волошин основал типографию.

Строили на века

Кардинально облик Ахтарей начинает меняться с развитием торговых отношений и появлением купеческого сословия. Помимо хат бедноты, один за другим появляются кирпичные дома купцов, промышленников, богатых казаков. В «Кубанском календаре» за 1914 год упоминаются фамилии купцов - ссыпщиков: Некрасов, Варваров, Малышев и других. Они выкупали у казаков свободные участки земли, главным образом в центре станицы, и возводили на них уже не саманные, как ранее, а большие кирпичные дома.

Станичный рынок тогда был не меньше нынешнего. На месте городского сквера была Сенная площадь, где продавали целыми возами дары кубанских полей. На всю Кубань славился рыбный рынок. А местные купцы зарабатывали миллионы рублей, которые вкладывали в постройку своих домов, контор и благотворительность. Основной период застройки, судя по датам на фасадах, пришелся на 1905-1908 годы. Большое строительство развернулось на Красной (Ленина) и близлежащих к ней улицах: Космонавтов (Екатеринодарская), 4-го Ахтарского полка (Керченская), Степной (Тамаровского), Островского (Базарная). Станице придавали линейные черты широкие прямые улицы, сбегающие к Азовскому морю. Ведь торговый порт мог ожидать гостей любой иностранной державы, поэтому должен был встречать приезжих совершенством форм.

Купец Малышев строит себе поместье - нынешний краеведческий музей и здание бывшей адвокатуры. Красивый дом помещика Некрасова сейчас занимает отдел ОГИБДД. Но самым изысканным был купеческий клуб. Здесь собирался весь свет станицы. В нем показывали даже фильмы. В годы советской власти это детский кинотеатр «Орленок», затем - кинотеатр «Темп».

Население станицы росло, нужно было жилье. Купец Шахнаров строит доходные дома, которые сдает в аренду. В одном из них находилась первая типография (угол Ленина и Первомайской). В 1910 начинается строительство красивейшей двухпрестольной церкви. Ее купола были видны далеко за пределами станицы.

Этих ярмарок краски…

Центром торговой жизни были старый рынок и центр станицы, где находились конторы «ссыпщиков» и лавки.

В станице развивались различные формы торговли: стационарная (магазинная и лавочная) и временная - ярмарочная.

Пару раз в год бывали ярмарки: 25-30 мая - Константиновская и 10-11 октября - Филипповская, базары - дважды в неделю. Через руки купцов проходили «азиатские товары», бакалея, галантерея, железные и скобяные товары, земледельческие орудия… Ярмарки проводились на месте нынешнего городского рынка. О проведении ее заранее извещали красочными объявлениями. Поэтому сюда стекались из окрестных хуторов и сел множество крестьян на подводах. Рынок изумлял своим изобилием продуктов, особенно рыбных. В ярмарочные дни проходили народные гулянья, работала карусель, устраивались скачки на лошадях. Они начинались от берега моря (район рыбинспекции) до бывшей бойни. В них могли принять участие все желающие. Рыбный базар находился на берегу моря. Но в результате сильнейших наводнений, еще до революции, его поглотило Азовское море.

В подвале дома на углу Ленина и Первомайской находилась кондитерская. У самого входа на рынок со стороны ул. Пролетарской была винная лавка грузина Чокадзе. У ахтарского мануфактурщика Гатова лежали тюки и рулоны ситца, шелка и других тканей. Здесь же на рынке был оружейный магазин Артема Крижаньского. У купца Мухина можно было купить различную одежду и обувь.

Письмо из прошлого

Самой заметной фигурой в станице был Михаил Васильевич Варваров и не только потому, что «ворочал миллионами».

Семья купцов Варваровых - выходцы из Ейска. (Многие ейские купцы тогда имели в Ахтарях свои магазины, лавки, ссыпки). Они объединились в торговую фирму «Василий Варваров и сыновья». По всей видимости, отец Василий жил в Ейске, а для расширения торговли сыновей отправил в Ахтари. Михаил Васильевич обосновался в станице Ахтарской, а Иван Васильевич – в Бриньковской. Они занимались скупкой и продажей зерна.

На углу ныне улиц Ленина и Тамаровского Михаил Васильевич построил усадьбу с домом, конторой, по некоторым данным, недалеко от железнодорожного вокзала находилась и мельница. Жилой дом был одноэтажный, просторный, из крепкого кирпича под цинковой крышей, украшенный великолепной лепкой и рисунками. Остатки богатой внутренней отделки до сих пор украшают потолки здания. По воспоминаниям старожилов, на потолке были нарисованы портреты членов семьи. Они были сделаны в виде медальонов и украшены лепниной. Сейчас все это утрачено. Здесь же был просторный двор, в котором был разбит красивый парк.

Высокие вороха скупленного в округе хлеба каждое лето возвышались под открытым небом на месте нынешней железнодорожной станции. А также в амбарах на берегу моря в ожидании погрузки на пароходы для отправки за границу. А начинал один из братьев (по всей видимости, Михаил), свою коммерческую деятельность дрогалем, повозку которого таскала захудалая лошадка. Но через десять лет коммерческая жилка и неустанный труд сделали его одним из самых богатых и влиятельных людей станицы.

Было от Варваровых и удивительное послание к потомкам. Его в 70-е годы ХХ века нашли бриньковские рыбаки при реконструкции причала. Бутылка с запиской и пшеничными зернами, запечатанная пробкой и смолой, пролежала на дне лимана более 60 лет.

Письмо было обернуто обрывками газеты, заполненными всевозможными объявлениями и рекламой товаров и услуг. За это время сырость оказала губительное воздействие на содержимое бутылки.

Бумага письма и газеты окрасились от красно-коричневых чернил в розоватый цвет. Некоторые буквы почти растворились, но в целом этот удивительный исторический документ донес до нас в первозданном виде дух того времени, когда русские люди выходили на передовые позиции в мире, и в то же время в воздухе витало предчувствие неминуемых перемен.

Текст датирован 1901 годом, и вот что удалось прочитать: «… Это написано с той целью, что когда-нибудь будет прочитано кем-нибудь. Мы жили, трудились, радовались и печалились как наши предки, но неумолимо смерть сносила всех, и мы как временные гости ушли в неизвестность», и приписка «река времени уносит все дела людей и топит в пропасти забвения народы и царства».

Они строили станицу

До 1880 года в хуторе не было ни одной школы. Купцы, богатые казаки возили своих детей в Бриньковскую, где была начальная школа. Первую церковно-приходскую школу построили в 1890 году. Но нужна была новая большая школа. Общество иногородних за свой счет возводит в 1906 школу - коммерческое училище (ныне СОШ №2). Ее попечителем был Михаил Васильевич Варваров.

Также на деньги этой семьи в 1910 году была куплена земля для строительства еще одной школы. Здесь обучали детей богатых казаков и купеческого сословия бухгалтерскому учету и иностранным языкам. Сейчас на этом месте СОШ №1.

В эти же годы на пожертвования жителей был построен красивейший храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы, разрушенный в 1937 году.

Такого расцвета, как в конце ХIХ - начале ХХ веков, станица Приморско-Ахтарская не переживала, пожалуй, больше никогда. Было построено большое количество прекрасных особняков, крупных купеческих усадеб. При этом каждый дом был не похож на другой.

Словом, купцы были действенной силой. С их помощью развивалась торговля, а вместе с ней и станица. Кроме того купцы строили различные мелкие и крупные предприятия. Предоставляли станичникам возможность заработать на жизнь, заботились о развитии образования, здравоохранения, культуры жителей поселения. Активно вкладывались в благотворительность.

В заключение, как никогда уместны слова русского живописца и писателя Константина Коровина: «Веришь, для меня дома, как люди. Люди ушли, а стены остались. Чтобы мы задумались, об ушедших вспомнили. Память их поберегли. Иначе, какие из нас потомки…»

От редакции: К сожалению, на исторических зданиях нет ни одного упоминания о том, кто построил дом, и кто в нем жил… Думается гостям и местным жителям было бы интересно знать об этом. На любом здании, имеющем богатое историческое прошлое, не лишним было бы указать, кто был его владельцем, и что он сделал для города.

По материалам Приморско-Ахтарского историко-краеведческого музея подготовила Ирина Чумак.