Поиск по сайту:

19 марта 2024 г

05:43

Версия для слабовидящих

Официальный сайт газеты Издается с 1932 года

Семь «я» отца Игоря

Категория: Общество

«Батюшки - обычные люди, а не парящие в небе ангелы».

   Служение священника в провинции имеет свои особенности - здесь никуда не укрыться от пристальных взглядов.

В маленьком городке семейная жизнь настоятеля становится лучшей проповедью Христа. Правда, оценивают не столько то, чему батюшка учит на проповедях, сколько порядки в его семье, взаимоотношения с женой, воспитание детей.

Главное правило: «Живи по совести!»

Бабушку отца Игоря знают практически все жители Новопокровского сельского округа. Кто-то был знаком лично, другие - по рассказам старшего поколения. Мария Ивановна Солдатова всю свою долгую жизнь возглавляла сельскую библиотеку. Она, фронтовичка, приехала в хутор Новопокровский по распределению, закончив Ленинградский институт культуры. Разительно отличаясь от хуторян своей интеллигентностью и образованностью, вызывала чувства восхищения и какой-то недосягаемости. Городская женщина для сельских жителей стала сродни …духовника. К ней обращались все, кому надо было грамотно составить заявление или похлопотать о пенсии. Да и женщины приходили посоветоваться о самом сокровенном… Марь Иванна - так называли ее жители округа, верой и правдой более полувека служила своей самой главной любви в жизни – книгам. А внука Игорька, выросшего, считай, среди книжных полок в библиотеке, всегда учила: «Живи по совести!»

«Вот так должно быть!»

…Свои первые деньги Игорь заработал еще в школе. Одноклассник поделился: будет все лето работать на строительстве церкви. 

- Ну а я чем хуже? – подумалось, - вспоминает отец Игорь. - Так, в пятнадцать лет, я – некрещенный, воспитанный на русской классике, первый раз вошел в ворота церкви.

Храм строили всем миром. Сильные духом мужчины с окладистыми бородами без перекуров и лишних слов замешивали цемент, клали стены, работали с деревом. 

- Мы, мальчишки-подсобники, делали все, что старшие велели: песок просеивали, кирпич, инструмент подносили, а потом наступало время обеда. Женщины накрывали на стол, мужчины молились, жадно, с аппетитом ели и снова принимались за заботу. И так до темна, как пчелы… 

Подросток смотрел на слаженную четкую работу, наблюдал за строгим укладом верующих, любовался их крестами на груди и думал: «Вот так должно быть!»

В то же лето мальчишка покрестился. Бабушка и мама были не против. Марь Иванна достала из потаенного шкафчика коробочку и показала быстро повзрослевшему внуку старинные фотографии 30-х годов прошлого века. На карточках  – дед Марь Иванны, прадед Игоря - потомственный священник.

Возьмите в армию Солдатова!

Школу закончил в 17 лет, до воинской службы оставался еще год, но Игорь Солдатов решил идти в армию. В военкомате активного парня попросили еще подождать.

- Не помогла даже фамилия, - смеется он. – Просился, как мог, все аргументы привел, даже фамилию свою, не взяли.

Призвали через год. В ракетные войска.

- Нравилось мне на военной службе. И распорядок дня, и режим, и дисциплина. Даже порядок в тумбочке нравился – ничего лишнего! Хотел остаться в армии.

- Почему не остались?

- Там церкви не было, - с сожалением отвечает отец Игорь.

Нелегкую службу помогали нести письма от Лены, с которой познакомились в хуторе. Она приезжала в храм вместе с родителями. Девушка из верующей семьи, скромная, воспитанная, с длиннющей косой за плечами. 

… Венчание состоялось практически сразу после дембеля, тридцать лет назад, торжественно и красиво в храме хутора Новопокровского. 

- Там, в храме, я встретил хороших учителей. «Хочешь быть человеком? – спрашивали они. – Ходи на службы».  Георгий Ефофеевич Петров, Иван Степанович Корнилов, Никита Яковлевич Сальков… Они учили меня всему: от того как с людьми разговаривать до мелодичных песнопений церковных молитв.

От подсобника до настоятеля

В начале 2000-х годов по благословению патриарха Московского Александра (Калинина) было начато строительство Русской Древлеправославной церкви Петра и Павла в Приморско-Ахтарске. Администрация города выделила участок земли за хлебозаводом и дала добро на строительство храма. 

- Опыт возведения церкви был, - вспоминает нелегкие времена Отец Игорь. - Денег не было. Больше двадцати лет прошло, а я помню и молюсь за каждого, кто помогал, давал в долг, верил на слово. Так, общими усилиями и построили храм. Неоднократно приезжал на богослужения патриарх Московский Александр, он же открывал храм и рукоположил меня настоятелем.

Дом построен, сад посажен, пятеро сыновей рождены

Описывая памятные события из жизни семьи, такие, как дни рождения детей, крещения, венчания, отец Игорь указывает их точные даты, на что, надо сказать, способен не каждый муж.

У батюшки пять сыновей: Дмитрий, Антон, Николай, Алексей и Иван. Даты их появления на свет батюшка называет без запинки. 

- Да как же забыть, если они все в православные праздники рождались! По именам святых и называли сыновей. Четыре внука у нас с Леной. Пятая – девочка Эмилия, в честь святой матери святых детей Эмилии Кесарийской названа. И та растет сорванцом. Справиться с таким количеством детей и внуков помогают наши мамы Галина Павловна и Евгения Федоровна.

- Вы строгий отец?

- Очень строгий! – признается батюшка. – Не скрою: и за ремень хватался. Не смотрите так осуждающе: сначала беседы вел, разъяснял, учил. Не хотели понимать – силу применял. Но всегда и во всем должна быть мера. Ведь фанатизм сродни терроризму. Всегда нужно давать детям право выбора и корректировать их стремления. Ни к чему никогда не принуждал, каждый выбирал себе дело по душе. У старших сыновей свои семьи, свой уклад, только младший-девятиклассник с нами. Но каждую праздничную службу сыновья и внуки рядом со мной в храме.

…У церкви, на заброшенных стихийных огородах жителей округи, батюшка разбил фруктовый сад. Более ста деревьев, посаженных ровными рядами, покрываются каждой весной белыми и розовыми благоухающими цветущими шапками. А потом все лето и осень радуют всех желающих обильным урожаем. Так что и план по посадке деревьев выполнен!  

Обычные люди, а не парящие в небе ангелы

- Батюшка, расскажите о вашем жизненном укладе. В общем понимании, семье священника чужды многие земные радости. 

- Мы обычные люди со своими достоинствами и недостатками. Живем, как все. Лена работает в центре социального обслуживания населения, в свободное время занимается рукоделием. Еще я ей книгу подарил «Две тысячи рецептов тортов». Кажется, уже к финишу подбирается, - смеется отец Игорь. – Любит хлопотать с выпечкой.

В доме нет телевизора, он никому не интересен. Есть планшет. В нем иногда смотрят фильмы о Великой Отечественной войне. Еще есть хозяйство, в котором основную часть занимают утки – небольшая слабость отца Игоря с самого детства.

- Разводим, скрещиваем разные породы. Никак не пойму, почему скрещенные утки потомство не дают, - рассказывает о своих свободных минутах батюшка. - Мы  самые обычные люди, и жены настоятелей – не ангелы. Мы так же спорим, вместе принимаем решения и каждый волен заниматься тем, что ему нравится. Возле церкви турник установили: надо себя в форме держать. Видели бы вы, сколько людей во время карантина приходили к нам спортом заниматься! Часто путешествуем по святым местам, ездим поклониться мощам православным святым, привозим частицы в нашу церковь.

Все надо делать с любовью

…Человек в рясе для людей - та же скорая помощь. Но медики работают по сменам, а у батюшки «вызовы» круглые сутки. Крещение, венчание, покаяние, соборование и отпевание - без праздников и выходных. 

- Мое служение священником и помощь людям вдохновляют меня. Чувствую, что, чем больше отдаю, тем больше получаю сил на дальнейшие дела. 

Стараюсь жить так, чтобы каждая встреча со мной стала источником добрых изменений в жизни прихожан, чтобы нуждающиеся чувствовали поддержку и воодушевление. Всегда говорю и на воротах церкви табличку повесил «Без любви все - ничто», это слова апостола Павла. Безграничная любовь к людям, к жизни поможет преодолевать все невзгоды. Это залог во всем. Другого рецепта у меня нет.

Автор: Ирина Чумак